Осторожно: тоталитарная секта!

Как защитить себя и родных?

После того, как в 1990 году в России был принят федеральный закон «О свободе вероисповеданий», в стране в целом и в Иркутской области в частности появилось огромное количество, так называемых, новых религий, сект и «духовных» организаций. Все они вели и ведут активную работу по вовлечению в свои ряды все новых и новых членов. Между тем деятельность таких организаций весьма не безобидна, более того, наносит существенный урон как втянутым в них личностям, так и всему обществу.

В 1997 году на смену предыдущему вышел закон N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который в настоящее время регулирует деятельность религиозных групп и организаций. Однако он не содержит понятия «секта», а только перечисляет основания для ликвидации религиозной организации и запрета на ее деятельность в судебном порядке.
О том, по каким признакам можно определить секту, насколько она опасна, кто может попасть в ее сети и как помочь близкому человеку там не оказаться, мы попросили рассказать психолога Галину Маркову.

- Галина Анатольевна, что называется сектой и чем она опасна?
- Первоначальное значение этого слова происходит от латинского «sequi» - следовать, и второй смысл — отделение от чего-то целого. Я же хочу обратить внимание на так называемые тоталитарные секты, поскольку именно они особенно опасны.
Так что же такое тоталитарная секта или, как ее еще называют, деструктивный культ? Это любая авторитарная иерархическая организация религиозного, философского, политического, психотерапевтического, образовательного, коммерческого и иного толка. Деструктивность секты проявляется в разрушительности по отношению к личности, к обществу и государству в целом, а также к тому религиозному учению, от которого она отпочковалась. Тоталитарная секта практикует обманную вербовку, когда от человека скрывается истинная суть организации, история ее и ее основателя. Здесь имеется двойное учение - одно для рекламы, а другое для внутреннего пользования. Также присутствует религиозный маркетинг, то есть, установка на постоянную вербовку новых членов организации и распространение своего учения особыми средствами, где пропаганда обращена не к уму, а к страстям и подсознанию, исключающему рациональное мышление.
Структура тоталитарной секты резко отличается от традиционных церковных структур - обычно она представляет собой группу во главе с харизматическим лидером, вокруг которого все и строится. Членство строго регламентируется, здесь господствует дух собственной исключительности.
Такую организацию отличает жесткая иерархия, ступенчатое посвящение в тайны «учения» по мере более активного участия в деятельности секты. Лидеры программируют и контролируют сознание своих последователей, используя при этом различные психотехники в сочетании с гипнозом, внушением, которые вызывают психологическую дестабилизацию личности, отключают критическое мышление, а проще говоря, вводят человека в состояние неадекватности. Нельзя не отметить, что всеобщий контроль осуществляется за всеми без исключения сторонами жизни адепта. Составляются практики, правила поведения, нормы общения и так далее, противоречащие нормам этики и морали, принятым в обществе. Кроме того, такая секта асоциальна, поскольку требует разрыва с семьей, обществом, государством, в конечном счете, добиваясь абсолютного подчинения лидеру или группе руководителей.
Как правило, она претендует не на создание принципиально нового учения, а ориентируется на какую-то специфическую трактовку уже существующего. Эта организация всегда радикальнее и требовательнее в своем учении, чем церковь, и чтобы стать ее членом, человек обязан принципиально изменить свой образ жизни.
Секты имеют разные формы и очертания. Вы можете откликнуться на объявление «Английский бесплатно для всех!» и даже не заметить, как через месяц станете адептом секты мормонов. Можно прийти на шейпинг, а попасть под обработку «гуру» одной из опасных деструктивных сект.

- Почему люди тянутся в секту? Кто является потенциальной жертвой? И можно ли как-то этих людей остановить?
- У вероятной жертвы сформировался специфический характер отношений с окружающим миром в целом и присутствуют определенные личностные особенности. Это, прежде всего, низкая самооценка с постоянной готовностью защищаться, переживание социальной несправедливости и готовность в своих неудачах обвинять близких, изолированность и отчужденность, потеря жизненной перспективы и сильная потребность в принадлежности к значимой группе.
Существует шесть основных групп риска. Первая – это люди, переживающие серьезную личную драму, они ощущают разочарование и находятся в «вакууме смысла жизни». Им необходимы те, кто поможет восстановиться – обрести этот смысл, адекватно оценить ресурсы «себя нового».
Вторая группа – те, кто считают, что их стремление к самосовершенству и к духовному развитию обществом не востребовано и не оценено. Как правило, это люди с низкой самооценкой, которую они пытаются повысить за счет принадлежности к значимой организации.
Третья группа – люди, зацикленные на темах оккультизма, эзотерики мистики, а окружающие несерьезно относятся к этому их увлечению. Обычно это форма психологической защиты от сложностей реального мира, они уходят в мир фантазий. Не желая принимать решения самостоятельно, они ищут мистические знаки. Кстати, именно за ними идет повышенная охота в сектах, поскольку потом они могут стать наиболее страстными носителями культа.
Четвертая группа – люди с комплексом патологического альтруизма. Они стремятся помочь «дальним» людям за счет своих родных и близких, это очень ценные «доноры» для секты.
Пятая группа, которую легко завербовать, - это идеалистически настроенные правдолюбцы, склонные к инфантильному поведению. Эти люди обычно резко протестуют против современного общества потребления, им нужен совершенный, продвинутый мир, причем любой ценой.
Шестая группа – это те, кто ищет социальное признание, при этом у них не сформированы собственные жизненные ценности. Люди, которые запутались в последствиях своих решений и не хотят нести ответственности за свой выбор. Для них счастье, если за них это будет делать кто-то другой.
Особого внимания требуют подростки и молодежь, у которых ощущение одиночества возникает от неумения донести до окружающих то, что им кажется важным. В зоне риска находятся наивные, идеалистически настроенные молодые люди, получившие тепличное воспитание. Домашние, чистые, добрые юноши и девушки идут в секту для снятия напряженности, возникающей от окружающей несправедливости. Они хотят там не только обрести веру и разобраться в себе, но и преобразовать этот мир. Надо отметить, что именно молодежь, пришедшая в тоталитарную организацию, очень часто видит противоречия и, взрослея, уходит оттуда. В этот момент им просто необходима всяческая поддержка.
Безусловно, сам человек не видит своей предрасположенности оказаться под чьим-то влиянием. Но рядом живут близкие люди, есть друзья, которые могут о ней знать. Вот им-то и надо быть внимательнее. Прислушиваться к речи – не появились ли новые термины, смыслы, идеи, которые непременно можно заметить после «обработки». Если услышали, поинтересуйтесь, откуда это новое выражение, где он это слышал и что он может рассказать о новых знакомых. Как правило, рассказ звучит очень эмоциональный и восторженный, но стоит спросить, что ты там узнал, ответа нет, и человек замыкается. Вы можете заметить, с какой теплотой он рассказывает, как там его приняли, как комфортно ему было в той атмосфере. В этой ситуации следует не просто насторожиться, но уже начать активно исследовать ситуацию! На первых этапах надо использовать все приемы, чтобы вернуть близкого вам человека в семью – окружить его вниманием и заботой, нацелить на решение стоящих перед семьей задач. В противном случае получится так, что все свое время он будет посвящать секте и жить ее жизнью.

- Куда следует обратиться, если не получается справиться с ситуацией своими силами?
- Можно выйти на сайт центра по борьбе с сектами, например, на сайт информативно-консультационного центра Св. Иринея Лионского - iriney.ru, или через социальные сети поискать людей, прошедших путь через секту, или обратиться к психологу, который поможет выявить ваши собственные ресурсы для помощи близким.

- Могут ли родные и близкие люди помочь тем, кто уже находится в секте?
Могут, если будут действовать в зависимости от сложившейся ситуации. Если человек находится на стадии вовлечения в секту, это одно. Мы понимаем, что его там привлекает внимание, признание, любовь, приобщенность к значимой группе. Тогда стараемся дать все это дома, в семье. Но если он уже является адептом, то есть посвященным в учение секты, прошел психологическую обработку сознания, то он вам, увы, не принадлежит, а потому ваших увещеваний не слышит. Некоторые родители совершают ошибку, когда говорят: «Там тебе хорошо, туда и иди». Ни в коем случае нельзя в ситуации душевного кризиса оставлять близкого человека в одиночестве. Наоборот, чаще говорите о том, что любите его, принимаете таким, какой он есть, что вы готовы оказать помощь и поддержку.
Поскольку в это время он не способен логически мыслить - критику и адекватность мышления притупили в секте, ему следует показывать не логику и причинно-следственные связи, а несоответствие и противоречие между тем, что декларируется и реально происходит. Не надо сердиться на него и раздражаться, не пытайтесь общаться с ним, как с прежним. Он - уже другой, с измененным сознанием. Необходимо помнить, что возможно он подвергался психотехникам, которые сделали его таковым, а это - постная пища, отсутствие сна, монотонные действий, ограничения свободы, физическая боль, постоянное чувство вины и различного рода страхи и запреты... - все, что характерно для групп, где активно используется изможденность и притупленность сознания. Своим раздражением вы добавите лишь масла в огонь, ибо там ему внушают: «Мы же говорили тебе, что все, кто не с нами, - грязные, в них сидит сатана, а ты – чистый, просветленный, и тебе надо быть от них подальше, чтобы не запачкаться».
Поэтому ваши действия должны быть иными. Надо загружать его максимально работой и постараться, чтобы он как можно больше времени проводил дома. Сами изучайте язык этой секты, ту веру, которую они проповедуют, цели, которые там декларируются. Соберите в том же Интернете всю информацию на организацию и ее лидера и показывайте нестыковки между тем, что они говорят и что делают. Еще очень важно, постараться повернуть вашего близкого человека снова к семье – просматривать вместе семейные фотографии, читать давние письма, какие-то любимые книги, то есть возвращать в то время, когда ему было комфортно и хорошо дома. Где-то надо попросить прощения, мол, я был не прав в отношениях с тобой, где-то вывести на откровенный разговор, только не критиковать и не возмущаться, а молча слушать, поощряя его доверие.
На этапе, когда человек хочет вернуться, но не может, он косвенно или напрямую просит о помощи, И здесь надо делать то, что он попросил.
Кто-то из секты выходит сам, но психологически очень поломанным. С ним не просто остались все те проблемы, с которыми он туда вошел, но добавились и новые. Теперь у него подавлена психика, эмоции, он весь в страхах и чувстве вины. У него мощная готовность к зависимости. Эти люди потеряны, им трудно обрести способность радоваться жизни. В таких ситуациях иногда без специалиста – психолога или психиатра, а может, и без служителя церкви - не обойтись

Источник: Венера Лискина, газета "Лесохимик"


comments powered by HyperComments